Сестринский уход при бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме — одна из важнейших составляющих поддержки пациента, основная роль которой — сделать его жизнь нормальной, невзирая на болезнь.

Работа медицинской сестры с астматическими больными

Бронхиальная астма – болезнь, которая на сегодняшний день, к сожалению, является неизлечимой. Все, что может сделать медицина – это сократить количество приступов у больного и, насколько возможно, улучшить его состояние и качество жизни. Но, к сожалению, часто после постановки диагноза у пульмонолога в поликлинике или в пульмонологическом отделении больницы, человека с астмой в нетяжелой форме просто отпускают домой, не проконсультировав его надлежащим образом о том, как вести себя дальше, как жить с болезнью, какой уход за ним должен быть организован в периоды обострения. По этой причине часто болезнь усугубляется, приступы удушья учащаются и становятся более интенсивными и продолжительными, больной вновь нуждается в медицинской помощи. Страдает и его психологическое состояние – астматик чувствует себя оставленным наедине со своей болезнью, его страхи перед приступами удушья усиливаются невежеством или неосведомленностью.

В идеале, уход за астматическими больными должен осуществляться по плану. В реализации этого плана велика роль медсестры. Сестринский процесс при бронхиальной астме у взрослых и детей имеет своей целью нормализацию состояния больного и последующее его обучение самостоятельному удовлетворению его ежедневных потребностей.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Сестринский процесс при бронхиальной астме подразумевает три вида вмешательства:

  1. Такое, которое осуществляется исключительно по назначению лечащего врача, то есть зависимое. Например, только врач назначает лекарственные препараты.
  2. Такое, которое может быть осуществлено медицинской сестрой по собственному усмотрению, то есть независимое. К этой группе можно отнести измерение пульса, давления, предоставление рекомендаций по диетическому питанию.
  3. Такое, которое осуществляется исключительно медицинской бригадой, то есть взаимозависимое. Это консультации специалистов из различных областей, лабораторные исследования, прочее.

Собственно работа медицинской сестры с больными бронхиальной астмой происходит в несколько этапов:

  1. Оценка физического и психического состояния пациента.

Роль медсестры на этом этапе, во-первых, сводится к сбору информации о больном посредством опроса его самого, а также его родственников. Она задает примерно такие вопросы:

  • как часто происходят приступы удушья?
  • какие обстоятельства им предшествуют?
  • известно ли, что их провоцирует?
  • насколько они интенсивны?
  • проходят ли приступы сами по себе?
  • если нет, какими медикаментами они снимаются?
  • на что у больного есть аллергия?

Во-вторых, еще одна задача для медицинской сестры – осмотр взрослых или детей, больных астмой. Информативными показателями являются:

  • наличие или отсутствие вынужденной позы;
  • присутствие и характер одышки;
  • присутствие признаков дыхательной недостаточности (бледность, цианоз, обеспокоенность, прочее).

Также медсестра должна измерить у больного пульс и артериальное давление.

  1. Определение проблем и потребностей больного.

Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.

К физиологическим можно отнести:

  • ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
  • нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
  • нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
  • ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).

К социально-психологическим можно отнести:

  • подавленное состояние из-за самого наличия болезни;
  • присутствие страха перед следующим приступом;
  • ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
  • ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
  • депрессии из-за невозможности самореализоваться;
  • уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).
  1. Подготовка пациента к обследованиям.

На данном этапе роль медицинской сестры – проинформировать больного о необходимости провести ту или иную манипуляцию (провести забор крови, мокроты, прочее), получить его согласие на эту манипуляцию, подготовить самого пациента и оснащение для проведения процедуры.

Исходя из диагноза, результатов обследования, собранной медицинской сестрой информации, она совместно с врачом и самим больным бронхиальной астмой составляет план, по которому ему будет оказана последующая помощь (в решении этих проблем) и организован правильный уход (с целью стабилизации состояния больного и профилактики у него новых приступов удушья).

Как осуществляется сестринский план ухода за астматическим больным?

Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:

  1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
  2. Обучает правильной технике дыхания.

Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:

  • в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
  • делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
  • дышать полной грудью.
  1. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.

Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость.

Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь.

Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

  1. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

  1. Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.
Читать еще:  Флюдитек: аналоги препарата для детей

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.

  1. Учит, как вести себя после приступа.

Часто после приступа у детей и взрослых на некоторое время сохраняется влажный кашель. Помочь мокроте выделиться можно: теплым питьем, приемом муколитиков (Мукалтин, Амброксол, Бромгексин), ингаляциями с бронходилататорами (например, с Вентолином). Если из-за приступа повысилось артериальное давление или появилась тахикардия, лучше обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Важно помнить, что самолечение бета-блокаторами может стать причиной нового приступа.

  1. Подчеркнуть необходимость выполнения врачебных рекомендаций. Часто бронхиальная астма, невозможность ее излечения, настолько пугает больных, что они перестают доверять традиционной медицине и прибегают к лечению народными средствами. Медсестра должна максимально доходчиво объяснить им, что в случае с этой болезнью любые нетрадиционные методы неэффективны. Не стоит терять на них время и усугублять болезнь.

Если астмой болен ребенок, медсестра должна проинформировать его родителей, как они могут предотвращать у него приступы удушья, как должны вести себя во время приступов, какую помощь ребенку оказать. Она выдает им памятку.

Становится понятным, насколько активное участие медицинская сестра принимает в уходе и реабилитации при бронхиальной астме. В данном случае она является не только помощником лечащего врача, но также своего рода просветителем и моральной поддержкой для больных.

Видео: Елена Малышева «Причины бронхиальной астмы»

Бронхиальная астма

Бронхиальная астма (БА) — хроническое рецидивирующее заболевание дыхательных путей, в основе которого лежат воспаление и повышенная готовность бронхов к спазму. Клинически БА проявляется приступом удушья, обусловленного бронхоспазмом, гиперсекрецией и отеком слизистой оболочки бронхов.

Клиническое значение этого заболевания определяется достаточно высокой распространенностью (3-5%) среди населения земного шара и неблагоприятным влиянием на состояние здоровья и качество жизни людей.

БА относят к заболеваниям с наследственной предрасположенностью. Последняя ответственна за формирование внутренних причин заболевания — нарушений деятельности (функций) различных систем организма (иммунной, эндокринной, нервной), чувствительности и реактивности бронхов с повышением их «готовности» к спазму и др. При воздействии на организм различных факторов окружающей среды (внешние причины), в первую очередь аллергенов, происходит активация («пробуждение») наследственно обусловленных биологических дефектов и возникают клинические проявления заболевания. Можно сказать, что наследственные дефекты предрасполагают к развитию БА, а внешние факторы провоцируют ее клиническую манифестацию.

В большинстве случаев БА является аллергическим (иммунным) заболеванием.

В практической деятельности медсестры наиболее часто встречаются атопический (аллергический) и инфекционно-зависимый (инфекционно-аллергический) клинические варианты БА. Первый из них провоцируют пыльцевые, пылевые, пищевые, лекарственные, производственные, косметические аллергены, шерсть животных, перья птиц и др. Инфекционно-зависимый вариант вызывается инфекцией органов дыхания (грипп, респираторная вирусная инфекция, острый бронхит и пневмония и др.). Выделяют астматический статус.

Более редкие клинические формы Б А:

  • • дисгормональная (гормонозависимая), развивающаяся на фоне длительного применения глюкокортикоидных гормонов;
  • • нервно-психическая, обусловленная психическими травмами, конфликтными ситуациями в семье и на работе, травмами головного мозга и др.;
  • • аспириновая, характеризующаяся триадой: непереносимость аспирина и других нестероидных противовоспалительных препаратов; приступы удушья, возникающие после применения этих лекарственных веществ; рецидивирующая полипозная риносинусопатия;
  • • физического усилия, провоцируемая быстрой ходьбой, бегом и др. (как правило, эта форма «наслаивается» на другие клинические варианты Б А).

Медсестра может заподозрить в первую очередь наиболее часто встречающиеся формы БА, клиническая диагностика (верификация) которых относится к компетенции врача.

Основные клинические проявления БА — повторные классические приступы удушья с затрудненным выдохом, эпизоды затрудненного дыхания, приступообразный кашель и ощущение стеснения в грудной клетке.

Нередко перечисленные симптомы возникают или усиливаются ночью, вызывая пробуждение больного.

Приступ удушья чаще всего провоцируется контактом с аллергеном, обострением бронхолегочной инфекции, психоэмоциональным стрессом, физической нагрузкой, перепадами температуры. Нередко ему предшествуют предвестники (аура); мигрень, вазомоторный ринит, чихание, першение и щекотание в горле, приступообразный кашель, кожный зуд, крапивница и отек Квинке.

Удушье сопровождается свистящим дыханием с удлинением выдоха, нередко слышимым на расстоянии. Больной принимает вынужденное положение — ортопноэ: сидит, опираясь руками о край постели, нагнувшись вперед. При осмотре можно выявить распространенный «серый» цианоз кожных покровов, участие в дыхании вспомогательной дыхательной мускулатуры и втяжение яремной ямки, резкое ограничение подвижности грудной клетки, ее бочкообразную форму с горизонтальным расположением ребер, свидетельствующую о повышении воздушности легочной ткани (эмфизема легких). На фоне удлиненного выдоха отмечается характерный симптом — «губы трубочкой». В легких выслушиваются свистящие и жужжащие, часто дистанционные, сухие хрипы. Пульс частый (тахикардия). Приступ заканчивается отхождением вязкой, стекловидной мокроты.

Медсестре важно уметь распознать приступ БА и отличить его от приступа сердечной астмы (табл. 19).

Повторно возникающее затрудненное дыхание — одышка — является существенным клиническим проявлением БА. Характерна экспираторная одышка (затруднен выдох), обусловленная сужением просвета мелких бронхов и бронхиол, аллергическим или воспалительным отеком, набуханием их слизистой оболочки и спазмом гладкой мускулатуры, что препятствует нормальному движению воздуха, поступающего из альвеол.

Кашель — сложный рефлекс защитного характера, который возникает при скоплении в гортани, трахее и бронхах слизи или при попадании в них инородных частиц. При БА кашель приступообразный, наиболее выраженный в ночное время, сухой, иногда с трудно отделяемой светлой и вязкой (стекловидной) мокротой. Приступ сухого, упорного кашля нередко провоцирует боли или ощущения стеснения в грудной клетке, может стать предвестником развивающегося приступа удушья или быть его эквивалентом. Нередко кашель изнуряет больного, усугубляет одышку, вызывает беспокойство и нарушение сна.

Для диагностики БА и оценки тяжести ее течения применяют специальные приборы — пикфлоуметры. Они позволяют оценивать выраженность бронхообструктивного синдрома — степень ограничения воздушного потока — и измерять пиковую скорость выдоха (ПСВ) — максимальную скорость, с которой воздух проходит через дыхательные пути при форсированном выдохе. Аналогичной диагностической ценностью обладает и величина объема форсированного выдоха за 1 -ю секунду (ОФВ1).

Дифференциальная диагностика бронхиальной и сердечной астмы

Сестринский процесс, уход и помощь при бронхиальной астме. Какой должен быть уход за ребёнком?

Трудно переоценить вклад медицинских сестер в лечение и реабилитацию людей, которым поставлен диагноз бронхиальная астма. Полностью вылечить человека от астмы не представляется возможным.

Однако качественный уход может способствовать значительному улучшению качества жизни и ее продлению. Об основных аспектах сестринского ухода при бронхиальной астме речь пойдет в данной статье.

Аспекты процесса, ухода и помощи

Для обеспечения качественного ухода медицинские работники среднего звена должны знать этиологию, симптоматику и основные методы лечения болезни. Астма представляет собой воспалительное заболевание аллергического характера. Основным симптомом патологии можно назвать регулярно возникающие приступы удушья, развивающиеся из-за спазма бронхов.

Читать еще:  Сегментарная пневмония у взрослых и детей: симптомы, лечение

Причины болезни неизвестны. Считается, что основным предрасполагающим фактором являются генетические особенности организма. Вероятность появления патологии увеличивается при табакокурении, недостатке веса при рождении, заражении паразитами.

Вызвать приступ удушья могут:

  • проникновение в верхние дыхательные пути аллергенов;
  • резкие запахи (дым, парфюмерия);
  • физическое перенапряжение;
  • смех или рыдания;
  • сильные стресс.

Нередко люди, страдающие бронхиальной астмой, отличаются повышенной метеочувствительностью, то есть удушье у них может быть спровоцировано резким изменением погоды.

Приступ развивается по определенному алгоритму:

  • период предвестников. Пациент кашляет, дыхание становится все более затрудненным. Кожные покровы бледнеют, может выступать холодный пот;
  • разгар приступа. Из-за спазма бронхов развивается удушье с характерным ощущением сжатия в районе грудной клетки. Пациент совершает короткие вдохи и длинные выдохи. Дыхание становится шумным, хриплым. Лицо бледнеет, если приступ затягивается кожа становится синюшной. При отсутствии своевременной помощи может развиваться астматический статус, угрожающий жизни пациента;
  • обратное развитие. Мокрота откашливается, приступ постепенно проходит, пациенту становится лучше.

Сестринский процесс

Сестринский процесс включает несколько базовых этапов:

  • сбор анамнеза;
  • выявление основных проблем пациента;
  • дифференциальная диагностика, то есть исключение патологий со схожей симптоматикой, например, болезней сердца;
  • организация ухода в стационарных условиях;
  • выполнение сделанных лечащим врачом назначений;
  • получение обратной связи, то есть оценка того, насколько эффективным является уход.

На первом этапе медицинская сестра должна подробно выслушать жалобы пациента. Также очень важно выслушать его родственников: сам пациент может не придавать значения важным симптомам, которые имеют решающее значение в постановке диагноза. Объективно оценить состояние пациента помогает осмотр и наблюдение в момент развития приступа. Во время приступа пациент может испытывать острый страх и даже панику. В этом случае медсестра должна успокоить его, дать необходимое лекарство, помочь занять удобную позу.

На этапе выявления проблем медсестра должна выяснить, что именно беспокоить конкретного пациента, а также найти варианты облегчения его состояния. Например, если человек боится, что умрет во время приступа, медсестра должна провести разъяснительную беседу и рассказать о назначенных лекарствах, которые купируют приступ и снимают бронхоспазм. В случае мучительного непродуктивного кашля важно обеспечить пациенту достаточный объем питья и проследить за тем, чтобы он принимал назначенные врачом муколитики.

На этапе исключения аналогичных заболеваний важно выявить наличие признаков, которые указывают на наличие у пациента патологии, дающей аналогичную астме клиническую картину. Например, это может быть хронический бронхит, сенная лихорадка или истероидная астма.

Одним из важнейших этапов сестринского процесса является обеспечение ухода в условиях стационара. Медсестра должна следить за выполнением режима и обеспечивать всю необходимую помощь. Например, если пациент в силу возраста не может принимать пищу самостоятельно, сестра должна помочь ему в этом. Также нужно прослеживать, выполняются ли врачебные рекомендации и дает ли назначенное лечение нужные результаты.

Сестринский процесс у детей

При бронхиальной астме у ребенка медицинская сестра должна действовать следующим образом. Прежде всего требуется собрать данные о состоянии несовершеннолетнего пациента. При этом нужно выяснить:

  • с какой частотой развиваются приступы и какие факторы могут их спровоцировать;
  • какова интенсивность приступов удушья;
  • проходит ли приступ без какого-либо вмешательства;
  • какие лекарства используются для лечения.

Важно отслеживать наличие у ребенка вынужденной позы, характер одышки, наличие цианоза, тахикардии и других признаков дыхательной недостаточности.

Так как ребенок не всегда может ответить на вопросы медицинского работника, особое значение приобретает опрос его родственников. Медицинской сестре важно помнить, что родители ребенка в силу волнения и растерянности не всегда способны дать исчерпывающие ответы на заданные вопросы. Важно постараться успокоить родителей, объяснить им ситуацию и постараться создать доверительную атмосферу во время сбора анамнеза.

Медицинской сестре требуется выявить имеющиеся у пациента проблемы, например, нарушения сна, нарушения дыхания, подавленное состояние из-за вынужденного пребывания в больнице и т. д. После выявления проблем медсестра должна разработать способы их ликвидации и проследить за тем, удалось ли добиться поставленной цели.

Сестринский уход

К главным аспектам сестринского ухода при астме можно отнести:

  • организацию режима пациента;
  • организацию правильного питания больного;
  • информирование и обучение пациента;
  • мониторинг состояния больного и выполнения им всех назначений, сделанных врачом;
  • выполнение назначений, сделанных лечащим врачом.

Под организацией режима подразумевается необходимость дать подобные рекомендации относительно профилактики приступов как самому пациенту, так и его родственникам. Например, важно, чтобы в доме пациента отсутствовали ковры, в которых накапливается пыль, бытовая химия с сильными запахами, растворители и другие потенциальные аллергены. Человеку с астмой требуется избегать чрезмерных физических нагрузок и стрессов, отказаться от курения и алкоголя, соблюдать режим дня и т. д.

Под организацией правильного питания подразумевается употребление пациентом достаточного количества легкоусвояемой, питательной пищи, которая не содержит потенциальных аллергенов. При астме требуется исключить алкогольные напитки: спиртное сужает сосуды и провоцирует сильные приступы, которые могут стать причиной помещения в отделение интенсивной терапии. Некоторые формы астмы могут вызывать непереносимость аспирина. Пациент должен избегать продуктов, в состав которых входят аспириноподобные вещества (картофель, некоторые овощи, консервы и т. д.).

Очень важно обучить пациента жить с бронхиальной астмой. Несмотря на то, что эта патология неизлечима, у человека остается возможность контролировать болезнь и жить нормальной жизнью. В задачи медицинской сестры входит информирование о том, как пользоваться ингалятором, как вести себя при приближении приступа и т. д. Также требуется обучить родственников пациента действовать при развившемся у пациента астматическом приступе.

Медсестра контролирует, принимает при пациент препараты, назначенные врачом, а также отслеживает реакцию на лечение и готовит больного к процедурам (как лечебным, так и диагностическим).

Сестринский уход у детей

После того, как пациенту поставлен диагноз, врач назначает лечение и составляет план, по которому будет оказываться необходимая помощь. В задачи медсестры входят:

  • организация правильного ухода, гарантирующего скорое выздоровление;
  • составление плана, по которому будет оказываться помощь.

Также уход включает в себя отслеживание выполнения рекомендаций, данных лечащим врачом.

К основным обязанностям медсестры можно отнести:

  • информирование пациента и его родителей относительно специфики заболевания и особенностей жизни с астмой;
  • контроль за своевременным приемом медикаментов и посещением необходимых процедур;
  • обучение правильной технику дыхания, помогающей справляться с развивающимися приступами;
  • обучение приемам снятия приступа удушья, психологическая помощь, которая помогает избавиться от страха погибнуть в момент приступа.

Медсестра должна не только следить за выполнением рекомендаций врача в момент пребывания ребенка с лечебном учреждении, но и объяснить родителям пациента, каким образом уменьшить количество приступов в будущем. Для достижения этой цели важны диета, режим дня, отсутствие стрессов и и т. д.

Сестринская помощь

Медицинская сестра обязана оказывать пациенту помощь при развитии у него приступа удушья или астматического статуса.

Если у пациента развился приступ удушья, медсестра должна вести себя следующим образом:

  • проветрить помещение, усадить больного в удобное положение;
  • предложить больного задержать дыхание волевым усилием;
  • предложить пациенту ингаляцию сальбутамола или атровента (в зависимости от назначения лечащего врача);
  • ввести внутривенно раствор эуфиллина;
  • подать увлажненный кислород для снятия симптомов гипоксии.
Читать еще:  С чем делать ингаляции при влажном кашле у детей и взрослых

После снятия приступа важно наблюдать за состоянием пациента в течение некоторого времени, отслеживая его дыхание, пульс, отхождение мокроты и другие параметры.

При астматическом статусе приступ удушья не удается снять привычными для пациента способами. При этом развиваются тахикардий и судороги, резко снижается давление и возникают другие симптомы, которые требуют немедленной доставки больного в отделение интенсивной терапии. Помощь при астматическом статусе включает в себя:

  • капельное введение полиглюкина, гемодеза и других препаратов по назначению врача;
  • внутривенное введение эуфиллина;
  • каждые четыре часа внутривенно вводится преднизолон.

Сестринская помощь у детей

Медицинской сестре необходимо оказывать помощь не только пациенту, но и его близким. К основным вмешательствам можно отнести:

  • информирование родственников об имеющихся рисках и способах их ликвидации;
  • создание комфортной атмосферы. Медсестра должна оказывать родственникам пациента и ребенку психологическую поддержку, успокаивать и обнадеживать их, настраивать на сотрудничество;
  • обучение родителей и ребенка (если позволяет его возраст) самостоятельному контролю за своим состоянием. В частности, важно регулярно проводить мониторинг внешнего дыхания (пикфлоуметрию) и отслеживать приближающийся приступ;
  • обучение родителей ведению дневника, в который следует заносить данные пикфлоуметрии, а также реакцию ребенка на принимаемые препараты. Такой дневник очень важен для назначения правильного лечения в случае госпитализации ребенка;
  • проведение бесед о необходимости регулярных занятий лечебной физкультурой в домашних условиях;
  • при развитии у ребенка приступа требуется обеспечить ему правильное положение (с приподнятой головой), дать ингалятор, ввести назначенные врачом препараты.

Медсестра принимает активнейшее участие в лечении и реабилитации пациентов, страдающих бронхиальной астмой. Важно, что сестра не просто помогает лечащему врачу, но и морально поддерживает больных, настраивает их на выздоровление и вселяет оптимизм, одновременно принимая на себя просветительскую роль. При этом залогом успеха является искреннее сочувствие пациентам и желание помочь им как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

В каких случаях нужен сестринский уход при бронхиальной астме?

В лабораторных и в стационарных условиях пациентам со средней и тяжелой формой бронхиальной астмой может потребоваться уход.

Если лечение длительное и протекает относительно успешно – больные со временем учатся сами за собой ухаживать и обеспечивать нормальные условия.

Но есть категории пациентов (если не считать детей), которые самостоятельно не способны выполнять простые действия или оказывать себе помощь самостоятельно.

Что это такое?

Сестринский уход предполагает со стороны сиделки не только выполнение своих, но и докторских обязанностей (выполнение инъекций, подготовка лекарств, контроль пациента).

Но в теории (как рекомендуют учебники) сестринского дела важно еще и обеспечить пациенту преодолеть моральные и эмоциональные трудности.

В сестринском уходе в первую очередь нуждаются одинокие люди.

И даже если терапевтические действия они выполнять способны – им нередко требуется моральная поддержка, возникает желание выговориться, хочется побороть страх перед смертью и ее последствиями, а сделать это в одиночку может не каждый.

Это и позволяет им справляться с такими задачами.

В профессиональной терминологии процедуры и мероприятия в процессе ухода называют «вмешательством», которое может быть одного из трех видов:

  1. Зависимое.
    Подразумевается необходимость строго выполнять инструкции лечащего врача, который лишь разрабатывает тактику лечения.
    Вся практическая часть при этом лежит на сестре, которая не имеет права отклоняться от данных ей инструкций.
  2. Независимое.
    Решения о таких вмешательствах сестра принимает сама.
    Так как это достаточно простые процедуры и они находятся в ее компетенции (измерение давления, пульса, температуры, выполнение инъекций, постановка капельницы).
  3. Взаимозависимые.
    Вмешательства происходят по совместному согласованию врача и сестры.
    В этом случае обсуждение определенных аспектов лечения осуществляется не только между сестрой и конкретным доктором, но и в возможном присутствии других специалистов.

Цели и задачи сестринского ухода

  • сбор информации о пациенте и оценка его состояния;
  • примерное первичное формирование терапевтического курса с учетом состояния и потребностей больного;
  • уход за больным, план которого составляет сама сестра;
  • следующее определение эффективности такого ухода и при необходимости – корректировка плана;
  • своевременное оказание первой помощи в случае обострения астмы и начавшегосяприступа;
  • предоставление пациенту полной информации о том, какую помощь и как он может оказать себе сам, если это потребуется сделать в срочном порядке в отсутствие медперсонала.

Но помимо сбора такого простого анамнеза сестра не может серьезно заниматься составлением курса лечения: это делает только специалист после проведения диагностики.

Этапы плана

Деятельность сестер и сиделок можно представить в виде пяти основных этапов, каждый из которых имеет свои задачи и особенности.

  1. Сбор анамнеза (если пациент – ребенок, опрашивают родителей).
    В нем должна присутствовать информация о других имеющихся патологиях, возможных аллергических реакциях на лекарства и общая информация по поводу особенностей развития и протекания приступов.
  2. Первичный осмотр.
    Сестра всегда в состоянии установить основные симптомы астмы.
    В том числе – выслушать легкие на предмет шумов и хрипов, оценить состояние кожных покровов и сделать выводы о степени затруднения дыхания, исходя из позы, которую больной принимает чаще всего.
  3. Выявление основных и наиболее серьезных проблем (оценка кашля, выяснение по поводу отделения мокроты, качества сна).
    Также выслушивается сердце для определения нарушений сердечного ритма и возможного развития тахикардии, брадикардии и аритмии.
  4. Составление плана за уходом, но без включения графика инъекций, ингаляций и других процедур.
    Общий план согласовывается с лечащим врачом, который должен утвердить принятые сестрой решения.
  5. Непосредственное выполнение плана (уход, проведение процедур, при необходимости – помощь с передвижением и принятием пищи).

И при необходимости – внести в него корректировки, которые также утверждаются специалистом перед реализацией.

В условиях стационара

К сестрам, которые работают в стационарах, особые и более строгие требования. В их обязанности входит:

  1. Оказание пациенту моральной поддержки.
  2. Контроль за тем, чтобы больной соблюдал распорядок дня и режим сна и приема пищи.
  3. Предоставление информации не только о состоянии самого больного, но и о бронхиальной астме в целом, в том числе – о профилактических мерах.
  4. Осуществление контроля за чистотой в палате, своевременной замене постельного белья и соблюдением гигиенических норм со стороны самого пациента.
  5. Выполнение простых процедур, направленных на облегчение симптоматики и купирование приступов.
  6. Сопровождение пациента на процедуры в другие кабинеты и помещения, если человек затрудняется передвигаться сам.
  7. Сбор информации от пациента по поводу возможных жалоб на самочувствие, питание, условия пребывания в стационаре и отношение персонала.

Полезное видео

Из данного видео вы узнаете о причинах и симптомах бронхиальной астмы, а также о первой помощи при приступах болезни:

Квалифицированная сестра всегда становится для пациента близким человеком, который окажет разностороннюю помощь и поддержку.

От самой сестры, в свою очередь, требуется выдержка, моральная устойчивость и базовые медицинские знания.

При таких условиях сестринский уход станет хорошей помощью как лечащему врачу, так и больному.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector